Школа в эпоху интеллекта
Продолжая размышления Сэма Альтмана об “Эпохе интеллекта”, Дмитрия Ставиского о “ИИ Помощниках в обучении” (раз, два) и Николая Андрейченко о “Школе на Марсе”, написал свои мысли о том, как изменится сфера образования в ближайшие десять - двадцать лет.
Как изменится школа в Эпоху интеллекта?
Смотря на статистику запросов к ChatGPT, уже сейчас можно сделать некоторые выводы. Первые два типа запросов по популярности это “напиши …” (текст, сочинение, письмо, презентацию) и “реши это задание” (обычно из домашней работы). Получается, что школьники и студенты одними из первых освоили “доступный интеллект” и научились применять его в учебных целях.
Можно вспомнить, как похожие процессы происходили в предыдущую промышленную революцию. Например, с появлением автомобилей и поездов, человек стал меньше ходить пешком, но стал преодолевать на порядок бОльшие расстояния. При этом, ходьба - самое естественное движение для человека. Даже наши предки называются “человек прямоходящий”. То есть, ходить мы начали намного раньше, чем стали выделяться интеллектом. Тем не менее, с появлением новых видов транспорта человек не перестал ходить совсем и даже придумал себе беговые дорожки, стадионы и Олимпийские игры, для того, чтобы больше двигаться. Получается, с появлением “доступного интеллекта” люди вряд ли перестанут учиться, а скорее придумают много новых способов как тренировать и усиливать свой интеллект с использованием ИИ-инструментов. Сэм Альтман предполагает, что “это будет выглядеть как магия для наших бабушек”.
Конечно, будут и негативные побочные явления, но мы придумаем как с ними бороться. С появлением машин количество людей с ожирением выросло, а сахарный диабет в некоторых странах стал причиной смерти №1. Мне кажется, та же ситуация будет с интеллектом у “человека разумного”. Те, кто продолжит заниматься своим развитием, станут намного более интеллектуальными, чем их предки (мы с вами). Те, кто полностью передаст принятие решений ИИ - от выбора носков, до выбора жены - станут деградировать. Будут и те, кто не получит доступа к новым технологиям и останется на обочине прогресса. Разница в интеллектуальных способностях людей будет расти, что может создать социальные проблемы, но общий интеллектуальный уровень человечества вырастет. Как выросло среднее расстояние, которое преодолевает один человек в день, за последние 150 лет.
Как подготовить людей к жизни в таком будущем?
Я задаю себе три вопроса:
Чему учить?
Как учить?
Кому учить?
Чему учить?
Первый вопрос - самый сложный. Мы задаем его нечасто. Ответ на вопрос “Чему учить в школе, чтобы дети смогли самостоятельно и успешно действовать в эпоху интеллекта?”, мне кажется, лежит в ответе на другой вопрос - “Кто такой человек в эпоху интеллекта?”. Как пишет Сэм, “Многие из тех работ, которыми мы занимаемся сегодня, показались бы людям пустяковой тратой времени несколько сотен лет назад, но никто из нас, оглядываясь в прошлое, не хочет стать фонарщиком.” Тем не менее, общего у современного человека и гражданина античных Афин больше, чем кажется.
С началом эпохи религиозных школ, а потом и массового обязательного государственного образования, право определять чему учить было передано от родителей к политикам и религиозным деятелям. Они проектировали систему образования для достижения своих целей - определяли обязательный язык для обучения, свой вариант истории человечества, набор ответов на то, что хорошо и плохо. Даже в развитых демократических странах повлиять на содержание школьной программы сегодня почти невозможно. Несогласные родители вынуждены переезжать или отдавать своих детей в частные школы. Кто будет решать чему учить в эпоху интеллекта - большой вопрос. Возможно, мы создадим систему, где каждый сможет стать заказчиком образовательного процесса. Возможно, делегируем эту роль опять, теперь - искусственному интеллекту (т.е. его разработчикам).
Как учить?
Второй вопрос уже понятнее. Уже сегодня, по запросу учителя ChatGPT может сделать исследование передовых образовательных методик, составить план урока и задания для каждого ученика и корректировать его каждое занятие в зависимости от скорости прогресса. Дмитрий Ставиский называет таких ИИ агентов “помощниками учителя” (teacher assistant). Получается такая классно-урочная система в костюме железного человека. Будет ли система таким образом постепенно модернизироваться или полностью заменится искусственным интеллектом, мы увидим в ближайшие 5-7 лет. Пока остается много вопросов. Какими должны быть классы, если у каждого ученика своя программа? Какими должны быть уроки, если у каждого ученика свой темп? К ответам на эти вопросы мы только подбираемся. Они будут проясняться сами собой по ходу внедрения ИИ.
Кому учить?
Третий вопрос для меня самый очевидный. Образование, как и медицина, это дорогие услуги. Так происходит из-за того, что отбор и подготовка специалистов занимает годы, а их работа дает результат для общества через десятилетия. Все это время надо платить зарплаты, которые составляют 70-80% бюджета любой образовательной организации. Такие длинные инвестиционные циклы создают огромную себестоимость, доступную только государствам, корпорациям или 0,1% богатых людей. Поэтому в мире не хватает учителей, а те что есть, часто низкого качества.
Как только мы получим доступ к технологии, которая сократит себестоимость обучения в сотни раз, она сразу же будет использована. Поэтому я не сомневаюсь, что ИИ учителя (AI tutor, как мы их сейчас называем) на горизонте 3-5 лет станут commodity, т.е. Будут использоваться повсеместно.
Искусственный интеллект не способен сделать всю работу за учителя, но если нарезать ее на маленькие кусочки и раздать десяткам ИИ агентов (ботов, использующих большие лингвистические модели), то вполне. Например, одна команда ИИ агентов от Praktika.ai помогает вам тренировать английскую речь с британским акцентом, разговаривая с вами на тему “Как пройти в библиотеку”. В этой команде один ИИ агент разрабатывает программу урока, основываясь на вашем предыдущем прогрессе и задаче, которую вы поставили, и формирует задания для следующих. Второй сочиняет вопросы для обсуждения и разрабатывает задания. Третий в виде аватара играет роль прохожего-коренного жителя Лондона, который шел на работу и согласился подсказаться вам дорогу. Четвертый оценивает каждый ваш ответ и поправляет вас, если допущена ошибка. Пятый смотрит на все это и дает подсказки, если вы не знаете что сказать. Шестой анализирует весь разговор, дает оценку вашим стараниям, показывает на слабые места и рекомендует как лучше сказать в следующий раз. После этого, он отправляет результаты первому агенту, который сочиняет для вас следующее занятие, учитывая ваши ошибки и успехи. Таких агентов уже много и справляются они не хуже среднего учителя.
Команды ИИ агентов, сфокусированных на одной задаче, называются вертикальными ИИ агентами. Они спроектированы и натренированы для решения задач в одной области. Например, в школе. Обучение с такими ИИ тьюторами построено по принципу “fake it till you make it”. Вы сначала пробуете что-то сделать, а потом узнаете, как было правильно. Так учатся маленькие дети, копируя взрослых.
Сегодня в мире работает 100 миллионов педагогов и их недостаточно. Уже в ближайшем будущем к ним присоединятся миллиарды ИИ агентов, которые возьмут часть нагрузки на себя. Качество обучения и количество учебных часов от этого вырастут. Останутся ли без работы педагоги? Технологии оставили без работы шарманщиков, уличных музыкантов, таперов в барах и немых кинотеатрах. Зато лучшие музыканты получили миллиардные аудитории, а слушатели - доступ к их музыке.
Давайте вернемся к вопросу о том, как будет выглядеть школа в эпоху интеллекта. Вот мои пять пунктов:
“Доступный интеллект” уже сегодня меняет системы образования от детских садов до корпоративных институтов. Это необратимый процесс.
Спроектировать школу будущего сегодня нельзя, но наметить вопросы, на которые нужно найти ответы, можно.
Главное преимущество ИИ в том, что его интеллект доступный и массовый, в отличие от живых людей. Чем больше мы создаем ИИ агентов, тем доступнее становится образование. Значит, больше людей его получат.
Нам еще предстоит научиться правильно применять “доступный интеллект”, чтобы получать наилучшие образовательные результаты. Я уверен, что предприниматели с этим справятся.
Не стоит переживать, что ИИ оставит учителей без работы. Их оставят без работы другие учителя, которые будут применять ИИ.
Андрей Илингин
Январь 2025